Прибыль как экономическая категория и способы ее максимизации предприятием

По истечении более двухсот лет подтверждается вывод А. Смита о том, что «ни один индивид не будет думать об общественных интересах, он будет стремиться лишь к своей личной выгоде, и в данном случае, как и во многих других, им будет руководить невидимая рука, которая приводит его к цели, не имеющей ничего общего с его намерениями». Более того, уточняя данный тезис, Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Основную цель деятельности любого предприятия составляет максимизация прибыли. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и т.д.).

Однако формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставили и ставят по сей день перед предприятием необходимость эффективно использовать, имеющиеся в его распоряжении внутренние ресурсы, с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования и т.п.. Следовательно необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.

Таким образом актуальность темы исследования в условиях рыночной экономики заключается в том, что возрастающая конкуренция затрудняет рост объемов продаж, не позволяет вольно обращаться с ценами, и предприятиям приходится постоянно искать различные способы сохранения своих конкурентных позиций и увеличения прибыли.

В результате развития капиталистического способа производства происходит и развитие экономической мысли в области финансов, в частности, первыми пытаются дать определение прибыли меркантилисты (У. Пегги и др.), а затем и физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго). Далее исследование прибыли как экономической категории продолжают экономисты XVII - XIX веков: А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс. Свой вклад в развитие теории прибыли внесли такие зарубежные и российские экономисты прошлого и современности, как А. Маршалл, Е. Бем-Баверк, Ф. Найт, П. Самуэльсон, Й. Шумпетер, А. Бабо, В.Г. Базарова, Л.А. Дробозина, В.П. Иваницкий, А.Ю. Казак, В.И. Колесников, Д.С. Моляков, С.А. Мухин, В.М Родионова, М.В. Романовский.

Тем не менее, изучение данной области экономической науки не исчерпало себя. Осталось множество не исследованных или спорных проблем, которые требуют своего решения. Необходимо дополнительное теоретическое осмысление сущности, функций, форм и внутренней структуры прибыли, а также всего механизма распределения прибыли для более правильного принятия управленческого решения, опираясь на знания, накопленные мировой наукой и практикой.

Целью данной курсовой работы являются: многоаспектный анализ прибыли, как экономической категории и конечного показателя хозяйственной деятельности предприятия, функционирующей в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, а также рассмотрение особенностей формирования и планирования прибыли предприятий в Российской Федерации на стадии становления экономики государства на основы системы рыночного хозяйствования.

При написании работы автор поставил следующие задачи:

выяснить экономическую сущность и условия формирования прибыли,

исследовать способы максимизации и факторы роста прибыли,

проанализировать детерминанты экономической прибыли и результаты деятельности предприятий в Российской Федерации,

рассмотреть процессы стратегического планирования результатов деятельности предприятий в Российской Федерации.

Данная работа имеет следующую структуру, состоящая из: введения, где обозначены условия, определяющие актуальность темы; первой главы (прибыль как экономическая категория и конечный показатель хозяйственной деятельности предприятия) и соответственно двух параграфов (экономическая сущность и условия формирования прибыли, способы максимизации и факторы роста прибыли), в которых проанализированы теоретические аспекты экономической категории «прибыль»; второй главы (практика формирования и планирования прибыли российскими предприятиями) и соответственно двух параграфов (анализ детерминант экономической прибыли и оценка результатов деятельности предприятий в Российской Федерации, стратегическое планирование результатов деятельности предприятий в Российской Федерации), в них рассмотрены особенности планирования, ценообразования, эффективности деятельности предприятий в Российской Федерации; в заключении работы делаются выводы, и дается список использованной литературы.

прибыль экономическая планирование

    Другое по экономике

    Инфляция причины, последствия и методы регулирования
    Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. В современной России инфляция держится на очень высоком уровне и, поэтому мне, как гражданину Российской Федерации, это не безразлично. Многочисленные исследования показывают, что и в масштабе всей страны данная проблема вол ...