Учет затрат и калькулирование себестоимости работ, выполненных автомобильным транспортом, и пути его совершенствования

Транспорт является одной из весьма важных отраслей материального производства. Перемещение людей и грузов - жизненная потребность общества. В своей деятельности транспорт, особенно автомобильный, связан со сферами производства, обращения и потребления. В первом случае он в роли внутрицехового и внутризаводского транспорта непосредственно участвует в процессе производства, перемещая сырье, полуфабрикаты и продукцию внутри предприятия. Во втором случае в силу того, что продукт только тогда готов, когда заканчивает свое передвижение из сферы производства в сферу потребления, транспорт является продолжением процесса производства в пределах обращения, а, выступая в роли внешнего транспорта, он обслуживает пространственные экономические связи.

Автотранспорт - материальная основа процесса обращения, в котором перемещение грузов является одновременно и производственным процессом, и продукцией. Продукция автотранспорта измеряется тонно-километрами или пассажиро-километрами, представляющими произведение количества перемещенных тонн груза или числа пассажиров на расстояние в определенный период времени.

Производственные процессы автотранспортного и любого другого предприятия резко отличаются друг от друга Автотранспорт не имеет дела с сырьем; предмет его труда - груз - поступает на транспорт извне в готовом виде, и никаких новых продуктов при этом не издается. Но, как и любая отрасль материального производства, он создает новые стоимости. Изменение потребительной стоимости автотранспортного предмета труда вызывается материальным изменением его положения в пространстве. Новые стоимости создаются в результате прибавления к первоначальной стоимости автотранспортируемого предмета стоимости его транспортировки.

Автотранспортный процесс, или процесс перевозок, состоит из трех основных элементов:

· погрузка грузов или посадка пассажиров на подвижной состав в пунктах отправления;

· перемещение (передвижение) грузов и пассажиров по дорогам между пунктами отправления и назначения;

· выгрузка грузов или высадка пассажиров в пунктax назначения.

Автотранспорт при любой форме собственности имеет присущую ему организацию, располагая основными и оборотными средствами. Осуществление автомобильных перевозок связано с расходами автомобильного топлива и смазочных материалов, выплатой заработной платы и другими расходами.

В настоящее время учет затрат на эксплуатацию автотранспорта занимает одно из главных мест в общей системе бухгалтерского учета. В тяжелых условиях которые сложились на территории Республики Беларусь, а именно формирование рыночной экономики, затраты играют особую роль и обращают на себя пристальное внимание так как, этот участок учета выделяют к управленческому учету, а состав затрат определен в соответствии с официальными стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности действующий в государстве.

Показатель себестоимости, является одним из главных при формировании прибыли, от хозяйственной деятельности предприятия. Проанализировав показатель издержек производства и обращения можно узнать насколько рентабельно и насколько эффективна деятельность предприятия т.е. его финансовую устойчивость.

Учет затрат и калькулирование себестоимости - это внутренняя система подведения итогов, которая должна правильно отражать итог производственной деятельности, с тем чтобы оказывать воздействие на систему внешней отчетности (низкая прибыль, низкие налоги). Вместе с тем надо отметить такой фактор, что оптимизация затрат может повлиять на прирост прибыли, и снижения общего количества затрат, но надо и не забывать что затраты неразрывно связаны с производством и уменьшения (экономия) издержек может отрицательно повлиять на дальнейшую деятельность предприятия. По мнению многих экономистов надо ввести грамотную и просчитанную оптимизацию издержек обращения в противном случае получится эффект «собаки, которая бегает за своим хвостом». Предприятия просто не будут находить компромисса с органами государственных служб, которые в свою очередь будут беспрекословно выполнять свои основные функции.

Нельзя не отметить роль государства в этом спорном вопросе, так как предприятия основываются в своей деятельности на нормативные документы, выпуск которых по затратам слабо обновляется.

Для автотранспортных предприятия себестоимость является не только показатель, при котором уменьшается денежные средства, но и стимул к дальнейшей работе.

Всем выше сказанным можно определить актуальность данной темы для дипломного исследования. Важность темы особенно проявляется в настоящее время, когда предприятия работают на основе принципов хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, т.е. размер затрат наряду с доходами оказывает решающее влияние на конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Объектом исследования дипломной работы является учет затрат на эксплуатацию автотранспорта и исчисление себестоимости услуг автотранспорта.

Цель работы:

· изучить экономическую сущность и классификацию затрат в автотранспорте, принципы формирования себестоимости автоперевозок;

· исследовать на фактических материалах автобазы «Облагропромтранспорт» организацию учета затрат и его влияние на формирование автогрузоперевозок;

· на основании проведенных исследований изложить методику исчисления себестоимости автоперевозок и пути ее совершенствования, применить к существующим условиям хозяйствования.

В этой связи задачами дипломного исследования являются:

· детальное изучение классификации затрат и номенклатуры расходов, применяемых в отечественной и зарубежной практике;

· изучение основных путей совершенствования учета затрат в современных условиях хозяйствования;

· исследование действующей практики документального оформления и учета затрат и сравнение ее с нормативной базой;

· установление соответствия ведения бухгалтерского учета затрат на исследуемом предприятии (автобазе «Облагропромтранспорт») требованиям Закона о бухгалтерском учете и отчетности, иных нормативных документов, действующих в республике;

· изучение порядка калькулирования себестоимости услуг автотранспортного предприятия, определение путей ее совершенствования;

· определение на основании проведенного исследование положительных и отрицательных моментов в организации учета затрат и исчисления себестоимости автоперевозок;

· разработка конкретных предложений по дальнейшему совершенствованию учета и калькуляции себестоимости автоперевозок.

Дипломная работа включает пять разделов. В первом разделе приведен обзор литературных источников, во втором - дается краткая экономическая характеристика предприятия, в третьем - определяется сущность, задачи и принципы учета затрат по эксплуатации автотранспорта, а также дается организационная и экономическая характеристика анализируемого предприятия, в четвертом находят отражение вопросы документального оформления и учета затрат автотранспорта, раздел раскрывает порядок калькулирования себестоимости услуг автотранспортного предприятия.

Методологической основой для написания дипломной работы явились нормативно-правовые акты Республики Беларусь, общеотраслевые научно-методические указания и рекомендации, прочий инструктивный материал, а также труды ведущих специалистов по изучаемой проблеме. В работе использованы разработки отечественных и российских авторов относительно вопросов учета затрат, опубликованных в периодической печати и учебниках.

Дипломная работа посвящена вопросам организации учета затрат автотранспорта и калькулирования себестоимости автотранспортных услуг на примере автобазы «Облагропромтранспорт».

Практически все расчеты показателей финансово-хозяйственной деятельности и корреспонденция счетов учета затрат оформлены в аналитических таблицах, расположенных прямо по тексту дипломной работы.

В приложениях к дипломной работе содержатся документы, с помощью которых оформляются хозяйственные операции по учету затрат, формы отчетности за 2009 и 2010 годы, в которых находят отражение абсолютные и относительные показатели, характеризующие показатели финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.

Все исходные данные для расчетов взяты из бухгалтерской и статистической отчетности автобазы. Порядок отражения бухгалтерских операций в первичном и сводном учете затрат показан на практических материалах автобазы.

Ежегодно вносятся изменения и дополнения в законодательные акты Республики Беларусь по вопросам отражения в учете затрат по эксплуатации автотранспорта и калькулирования себестоимости автоперевозок. Такие изменения вызывают споры среди специалистов, занимающихся исследованием проблем учета затрат на эксплуатацию автотранспорта и методики исчисления себестоимости услуг автотранспортных предприятий.

По мнению Н.П.Кондракова, в странах с развитой рыночной экономикой учет затрат и калькулирование себестоимости работ и услуг выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью специалистам и администрации предприятия и его подразделений. В отечественной практике учет затрат и калькулирование себестоимости услуг являются составной частью общей системы бухгалтерского учета. Автором приводятся убедительные доводы в пользу выделения учета затрат и калькулирования себестоимости к управленческому учету, так как учет затрат и исчисление себестоимости - это факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия. А обеспечение рентабельной работы автотранспорта - основная задача управления. Следовательно, должна непременно прослеживаться взаимосвязь между учетом, расчетами и выводами (учетом, анализом и управлением). То есть достоверность учета затрат автотранспорта и исчисления себестоимости услуг влияют на правильность расчета основных показателей работы автотранспорта. На основе полученных показателей важно сделать грамотные выводы о недостатках финансовой и аналитической работы, положительных моментах, выявить резервы (снижения себестоимости, роста прибыли) и в последующем отчетном периоде сделать правильные шаги в направлении организации учета затрат автотранспорта, выбора наиболее оптимальной методики исчисления себестоимости услуг, создании лучших условий функционирования объектов учета.

Однако, нельзя не согласиться с мнением Михалкевич П.А., в том, что заимствовать зарубежный опыт следует лишь тогда, когда создавать что-либо собственными усилиями не целесообразно или когда его использование принесет пользу и когда он способствует национальным особенностям хозяйствования.

До настоящего времени среди ученых нет единого мнения в оценках и понятиях производственного и управленческого учета. Так, В.И.Валуев считает, что следует исключить надуманное деление бухгалтерского учета на управленческий и финансовый. Однако, Озаренко А. Считает, что если учесть то обстоятельство, что в послевоенный период в практике предприятий США учет затрат трансформировался в управленческий учет и на протяжении почти полувека успешно развивался и обеспечивал эффективность работы предприятий, говорить о «надуманности деления» не следует.

На взгляд Трофимовой А.Н., управленческий учет принесет огромную пользу субъектам хозяйствования. Однако, произведение формального наложения западных методов учета затрат и калькулирования себестоимости на отечественную систему представляется неэффективным и нецелесообразным. Эти вопросы могут быть решены лишь путем научной обработки зарубежных приемов управленческого учета для их адаптации к современным условиям и национальным особенностям хозяйствования.

С.Л. Коротаев считает, что основными элементами системы управления себестоимостью являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи с друг другом. Автор уделяет особое внимание рассмотрению особенностей учета затрат автотранспорта, порядка списания горюче-смазочных материалов и запасных частей на себестоимость, распределения накладных расходов и списания их на фактические затраты.

Кроме того, при написании дипломной работы были изучены труды отечественных авторов, исследующих методику учета затрат и калькулирования себестоимости услуг автотранспорта.

Пастушкова В.В. излагает порядок документального оформления и отражения в учете расходов автотранспортных предприятий, а также методику исчисления себестоимости автоперевозок.

И.Т.Петрук, М.В.Панасюк, В.С.Марцин приводят методику группировки затрат на автоперевозки для определения суммы экономии по отдельным группам затрат и в целом по себестоимости перевозок.

И.Е.Тишков, А.И.Балдинова, Т.Н.Дементей исследуют вопросы организации бухгалтерского учета затрат в промышленности и в других отраслях деятельности, в том числе автотранспорте. В учебнике изложен порядок ведения бухгалтерского ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством. При этом учтен опыт зарубежных стран с развитой экономикой. Учебник позволяет получить информацию о формах бухгалтерской и статистической отчетности, где находят отражение показатели фактической себестоимости, а также авторами подчеркиваются направления совершенствования учета затрат.

В учебном пособии Валевича Р.П. рассматривается сущность и значение важнейших экономических категорий, в том числе и себестоимости, раскрывается методология и методика расчета важнейших экономических показателей деятельности. Отражены последние изменения в понимании сущности экономических явлений, методике расчета важнейших показателей механизма экономического управления предприятием.

В учебнике Кравченко Л.И. раскрываются методология и методика анализа важнейших показателей хозяйственной деятельности (в том числе издержек). Наглядно излагается факторный анализ затрат. Изложение материала ведется с использованием экономико-математических и других рациональных приемов исследования (в том числе традиционных: цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, индексный способ и др.). Экономический анализ затрат заканчивается обобщением выявленных резервов повышения эффективности хозяйствования.

Учет и анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности (прибыли, рентабельности, себестоимости и т.д.) по мнению автора Павловой Л.В. должен быть направлен на управление. В учебнике рассматриваемая методика определения затрат и финансовых результатов, анализа себестоимости предполагает использование нетрадиционных приемов и способов на основе зарубежного опыта.

Поповым Е.М. рассматривается финансовая сторона деятельности предприятий, в то числе и автотранспортных: организация финансовой работы при рыночных отношениях, исчисление доходов и расходов предприятий, управления финансами. Предлагаются пути снижения себестоимости автоперевозок.

В учебном пособии под редакцией А.П.Шевлюкова раскрывается современная методика и организация счетоводства на производственных и автотранспортных предприятиях в соответствии с современными требованиями к их деятельности в условиях рыночных отношений. Большое внимание уделено порядку отражения в учете затрат автотранспорта и калькулированию себестоимости автомобильных перевозок в соответствии с действующим законодательством.

    Другое по экономике

    Метод, способы, приемы и методика экономического анализа
    Характерными особенностями современных экономических отношений являются быстрая смена условий хозяйствования, появление новых форм эффективности, расширяющиеся масштабы бизнеса, стремление к максимизации прибыли, как наиболее надежного источника благосостояния и самой организации, и е ...