Функции и структура рынка

Рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. На каждом из рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей.

К основным элементам рынка относятся: спрос; предложение; цена.

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Какие функции выполняет рынок?

Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.

Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Структура рынка:

. по объектам рынка - рынок товаров и услуг, рынок капиталов, рынок труда, финансовый рынок, рынок информации;

. по географическому положению - местный, региональный, национальный, мировой;

. по механизму функционирования - рынок свободной конкуренции, монополизированный рынок, регулируемый рынок;

. по степени насыщенности - равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный рынок;

. в соответствии с действующим законодательством - легальный рынок, нелегальный рынок.

1. Механизм государственного регулирования рыночной экономики.

Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической политики. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления - снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила - так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:

• естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);

• охрана окружающей среды и использование ресурсов;

• сертификация, стандартизация, метрология;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по экономике

Исследование финансово-хозяйственной деятельности Дульдургинского райпо
В настоящее время анализ финансово-хозяйственной деятельности занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают как одну из функций управления организацией, и он, по своей сути, является основой принятия решений на микроэкономическом уровне, то есть на уровне субъектов хозяйствов ...