Характеристика рыночной власти

Рыночная власть - способность производителя или потребите ля воздействовать на рыночную цену.

Источники рыночной власти:

) доля фирмы в отраслевом предложении;

) эластичность рыночного спроса;

) степень взаимозаменяемости продукта;

) характер взаимодействия фирм.

Рыночная власть может явиться результатом взаимодействия фирм, когда им удается достичь согласия в отношении отраслевых предложения и цены путем сговора. Рыночная власть производителя означает его способность влиять на цену через регулирование объема своего предложения.

Степень рыночной власти фирмы (коэффициент Лернера) определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене фирмы и выражается в абсолютных величинах, изменяясь от 0 для совершенной конкуренции до 1 для монополии.

Рыночная власть фирмы - это степень влияния фирмы на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен, конкуренция) и на другие фирмы. В зависимости от этого существуют несколько видов рынка, но самая его крайняя форма - монополия. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс ценообразования и объема выпуска продукции, которые являются основными рыночными характеристиками.

Существует несколько показателей рыночной власти.

. Прямые показатели непосредственно определяют степень влияния фирмы на рынок и тип конкуренции на нем.

. Косвенные показатели характеризуют в целом рыночную ситуацию, которая складывается из множества показателей.

Рассмотрим индексы Лернера и Херфиндаля-Хиршмана как показатели рыночного контроля.

Индекс Лернера.

Принять считать, что самые высокие цены на рынке - это монопольные, они значительно превышают конкурентные и равновесные . Но монополия ставит целью максимизацию всей массы прибыли, а не только ее величины на единицу продукции. Однако следует учитывать, что рост стоимости товаров не беспределен, поскольку ограничен спросом, предъявляемым на них потребителем, и его эластичностью. Получается, что монопольная власть обратно пропорциональна эластичности спроса на продукцию. Иными словами, индекс Лернера - это разница монопольной цены и предельных издержек по отношению к неконкурентной цене:

IL = [P(m) - MC] / P(m),

где ((i))P(m) ((i)) - цена монопольного рынка; MC-издержки на дополнительно произведенную единицу продукцию. При этом 0 < IL < 1.

Если индекс Лернера стремится к 0, то на рынке действует совершенная конкуренция, если же к 1, то налицо монополизм. Поскольку олигополистический рынок - это что-то среднее между этими двумя видами, для него харак терна величина IL ≈ 0.6-0.8. Нахождение лернеровского показателя порой затрудняется подсчетом предельных издержек, поэтому на практике их заменяют средними (АС). Следовательно, индекс Лернера имеет вид:

IL = (P - AC) / P.

Умножив и числитель, и знаменатель на количество продукции Q, получаем прибыль и величину валового дохода, т.е.

IL = (P - AC) × Q / P × Q = П / TC.

Это означает, что данный показатель признака монополии показывает высокие прибыли, однако порой он не является абсолютным подтверждением наличия на рынке несовершенной конкуренции.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана характеризует степень концентрации рынка и представляет собой сумму долей всех фирм, действующих на рынке.

IHH = Σ (qi)²,

где ((i))qi((i)) - это продукт, произведенный одной из фирм. IHH характеризуется неравенством: 0,01 < IHH < 1.

Другое по экономике

Исследование финансовой устойчивости предприятия
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, организации необходим ...