Отраслевая структура и факторы ее определяющие

Под структурой отрасли понимается, в самом общем виде, состав отраслей или предприятий ее составляющих и удельные веса их производства (или продаж) в общем объеме производства (продаж) отрасли. Так как существуют два подхода к определению отрасли, то существуют разные показатели, характеризующие структуру отрасли в том и другом случаях.

В условиях первого подхода структуру отрасли характеризуют следующие показатели:

1) удельный вес производства отдельного предприятия (или отрасли) в общем объеме производства отрасли (или комплексной отрасли);

2) удельный вес стоимости основных средств предприятия (или отрасли) в общей стоимости основных средств отрасли (или комплексной отрасли);

3) удельный вес численности работающих на предприятии (или в отрасли) в общем количестве работающих в отрасли (или комплексной отрасли);

4) коэффициент опережения Коп, который характеризует насколько более быстрыми или медленными темпами развивается отдельное предприятие (или отдельная отрасль) по отношению к отрасли в целом (или комплексной отрасли):

Коп = Тi / Тотр, (2)

где Тi - темп роста отдельного взятого предприятия (или отрасли), %;

Тотр - темп роста отрасли (или комплексной отрасли), %.

В условиях второго подхода к понятию отрасли используются следующие показатели:

) доля рынка (Хi), которая характеризует удельный вес продаж предприятия в общем объеме продаж отрасли:

Хi = Qi / Qотр., (3)

где Qi - объем продаж отдельно взятого предприятия; Qотр - общий объем продаж отрасли.

) однако, с течением времени показатель доли рынка может изменяться, поэтому о темпах развития предприятия можно говорить на основе анализа:

· коэффициента опережения;

· темпах роста доли рынка.

При этом темп роста доли рынка говорит об изменении доли предприятия на рынке по сравнению с базовым или прошлым периодом. С помощью коэффициента опережения можно оценить положение предприятия в сравнении с другими предприятиями отрасли. Если Коп. < 1, то предприятие наращивает объемы продаж медленнее, чем отрасль в целом, если Коп. > 1, то предприятие наращивает объемы продаж быстрее, чем отрасль в целом.

3) для оценки эффективности использования труда, в первую очередь, управленческого персонала используется показатель суммы прибыли в расчете на одного управляющего;

4) для оценки эффективности использования капитала предприятия рассчитывается показатель рентабельности капитала.

На отраслевую структуру могут оказывать влияние ряд факторов:

. Действие положительного эффекта масштабов производства определяется снижением средних суммарных издержек (АТС) в долгосрочном периоде времени. В разных отраслях действие положительного эффекта масштабов производства проявляется по-разному.

Рассмотрим три ситуации в условиях равенства общей величины спроса. В первой ситуации на минимальный уровень ATC достигается при значительных объемах производства, а значит в этой отрасли наиболее эффективны крупные предприятия, их доли рынка значительны, а количество невелико. Примером такой ситуации являются технологически сложные отрасли, фондоемкие отрасли (машиностроение и металлообработка, добывающие отрасли и др.). В ситуации 2 минимальный уровень ATC достигается при незначительных объемах производства, а значит в этой отрасли наиболее эффективны небольшие по размеру предприятия, их доли невелики, а количество значительно. Примером такой ситуации являются бытовое обслуживание населения (жилищно-коммунальное хозяйство, услуги парикмахерских, ремонтных мастерских и др.). И в третьей ситуации на рынке будут эффективны как крупные предприятия, так и небольшие предприятия, так как минимальный уровень АТС достигается и при больших и при небольших объемах производства (при объемах производства от Q1 до Q2). Примером такой ситуации являются большие и маленькие магазины, легкая промышленность и небольшие ателье по пошиву одежды и др.;

2. Характеристики и особенности различных типов рынка также предопределяют, в определенном смысле, структуру отрасли (см. табл. 3). Так характерными чертами таких типов рынка как совершенная конкуренция и монополистическая конкуренция является небольшой удельный вес отдельно взятого предприятия в общем объеме производства отрасли и невозможность отдельного предприятия взять под контроль ситуацию в отрасли. В условиях олигополии как минимум одно предприятие будет иметь такую возможность, а в условиях монополии отрасль полностью находится во власти одного предприятия;

. В зависимости от того, какие границы географического рынка рассматриваются может изменяться состав и структура рынка. При разработке конкурентной стратегии этот фактор достаточно важный, так как от географических границ рынка будут зависеть цели предприятия;

. Сегмент рынка - на разных сегментах рынка предприятия будут иметь разные доли и разных конкурентов, следовательно, при разработке конкурентной стратегии должен учитываться не только фактор географических границ рынка, но и тот сегмент покупателей, на который будет выходить предприятие со своим товаром;

Перейти на страницу: 1 2

Другое по экономике

Использование оборотного капитала предприятия
Успешная работа любого предприятия зависит от ряда условий, одним из важнейших среди которых является разработка эффективной политики управления оборотным капиталом. В условиях конкурентной среды эффективность производства является основополагающим фактором, позволяющим предприятию за ...