Малый бизнес - составная часть рыночной экономики

Для эффективного функционирования экономики любой страны необходимо оптимальное сочетание между крупным, средним и мелким бизнесом.

Необходимо отметить, что в бывшем СССР не придавалось должного внимания развитию мелкого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития рыночных отношений в России.

Во многих странах основными критериями для отнесения фирм к мелким являются численность работающих и объем продаж. Например, в США единоличные предприятия делятся на пять групп: наименьшие - с численностью занятых от 1 до 24 человек, малые - 25-99 человек, промежуточные - 100- 499 человек, крупные - 500-999 человек и крупнейшие - свыше 1000 человек. К малым предприятиям относятся предприятия первых двух групп, т.е. предприятия с численностью до 99 человек.

Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малого бизнеса, если его годовой оборот находится в пределах 3-18 млн долл., в розничной торговле и сфере обслуживания этот предел равен 1-5 млн долл.

Согласно Закону США о малом бизнесе (1953 г.) малая фирма существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области.

В Японии к малым относят предприятия в промышленности с числом занятых не более 20 человек, в торговле и сфере услуг - не более 5 человек. Они представлены в основном фирмами вспомогательных производств, а также потребительской кооперации.

В России малый бизнес стал развиваться наиболее интенсивно с 1990 г. На первом этапе согласно Закону РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" к малым относились предприятия с численностью:

в промышленности и строительстве - до 200 человек;

в науке и научном обслуживании - до 100 человек;

в других отраслях производственной сферы - до 50 человек;

в отраслях непроизводственной сферы и в розничной торговле - до 15 человек.

Затем согласно Закону РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" с 1 января 1996 г. критерии отнесения предприятий к категории малых были изменены. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по экономике

Совершенствование управления запасами организации
Запасы различного рода играют важнейшую роль при функционировании любой экономической системы и возникают практически во всех звеньях народного хозяйства. Ни одно производственное предприятие не может существовать без материально-производственных запасов. От их объема и уровня в з ...