Планирование концентрации производства и определение оптимальных размеров предприятий

Планирование процессов концентрации, управление этими процессами на научной основе и выбор оптимальных размеров предприятий занимает важное место в системе планирования транспортного производства.

Планирование концентрации требует детального изучения факторов, определяющих уровень концентрации, а значит, и размер предприятий. Одни факторы действуют во всех отраслях, другие - в пределах отдельных отраслей или групп родственных отраслей.

К общим народнохозяйственным факторам относятся:

Научно-технический прогресс, уровень специализации и комбинирования, а также состояние развития транспортного и дорожного хозяйства. Эти факторы обязательно учитываются при планировании и управлении процессами концентрации в каждой отрасли. Для некоторых отраслей решающее значение имеют специфические факторы. Как общие, так и специфические факторы действуют в тесной взаимосвязи, и при определении оптимального размера предприятий учитывается влияние той или иной совокупности факторов.

Наряду с этим при экономическом обосновании оптимальных размеров транспортных предприятий должны приниматься во внимание следующие условия:

общественная потребность в данном виде услуги;

обеспечение выполнения требований научно-технического прогресса;

повышение эффективности капитальных вложений;

наиболее полное использование всех имеющихся ресурсов, снижение себестоимости и повышение рентабельности производства;

организационные и экономические границы эффективного хозяйственного управления предприятиями.

Оптимальные размеры предприятий не абсолютны по своей природе, а поэтому не могут устанавливаться вне времени и вне района размещения, так как они различны для разных периодов и экономических районов.

Оптимальный размер проектируемого предприятия должен обеспечить минимум затрат ли максимум прибыли, рассчитанных по формулам:

Тс+С+Тп+К*Ен _- минимум, П - максимум,

Где: Тс - затраты на доставку сырья и материалов; С - затраты на производство, т.е. себестоимость продукции; Тп - затраты на доставку готовой продукции до потребителей; К - капитальные затраты; Ен - нормативный коэффициент эффективности; П - прибыль предприятия.

Сл., под оптимальными размерами предприятий понимаются такие, которые обеспечивают выполнение заданий плана по выпуску продукции и приросту производственных мощностей с минусом приведенных затрат (с учетом капитальных вложений в сопряженные отрасли) и максимально возможной народнохозяйственной эффективностью.

Проблема оптимизации производства и соответственно ответа на вопрос, каким должен быть оптимальный размер предприятия, со всей остротой встала и перед западными предпринимателями, президентами компаний и фирм.

Те же, кому не удалось достичь необходимых масштабов, оказались в незавидном положении производителей с высокими издержками, обреченных на существование на грани разорения и в конечном счете банкротства.

Однако сегодня те американские компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на концентрации производства, не столько выигрывают, сколько теряют. В современных условиях такой подход изначально ведет к снижению не только гибкости, но и эффективности производства.

Кроме этого, предприниматели помнят: небольшой размер предприятий означает меньший объем инвестиций и, следовательно, меньший финансовый риск. Что касается чисто управленческой стороны проблемы, то американские исследователи отмечают, что предприятия с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми и слабо реагируют на возникающие проблемы.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по экономике

Влияние проведения Олимпийских игр на экономическое развитие города Сочи
Актуальность исследования. Победа в борьбе за право принимать XXII Олимпийские зимние игры в Сочи представляет собой грандиозное по своим масштабам и значению событие в новейшей истории России в 21 столетии. Являясь комплексным многофункциональным проектом, определяемым в качестве на ...