Цена, ее принципы и ценообразующие факторы

Цена - сумма денег, которую покупатель (потребитель) платит продавцу (производителю) в обмен на товар. Цена - это эквивалент обмена товара на деньги. Она выполняет различные функции:

1. показывает конъюнктуру рынка, является орудием конкурентной борьбы;

2. является фактором уровня, структуры и соотношения спроса и предложения;

. является инструментом получения прибыли и управления эффективностью производства;

. является индикатором уровня жизни населения, т.к. влияет на объем потребления и уровень реальных доходов населения.

На уровень и структуру цены влияют факторы:

· условия платежа и поставки,

· количество товара,

· комплектация товара,

· законодательное регулирование.

Максимальную цену, которую может запросить производитель за свой товар, определяет спрос. Минимальную цену определяют издержки производства.

Цена товара должна покрыть постоянные и переменные издержки предприятия на определенный объем товарного выпуска, а также дать прибыль.

Основными элементами цены являются:

· издержки производства, прибыль, НДС (акцизы),

· оптово-посреднические надбавки,

· торговые надбавки

Рис. 1 Состав отпускной и розничной цены

Выделяют следующие ценообразующие факторы: Затраты; Ценность товара; Спрос и его эластичность; Конкуренция; Государственное влияние.

Существует два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название - "цены с ориентацией на издержки".

В этой группе методов расчёта цен выделяют:

Прайсинговые методы - в основе лежит принцип "издержки плюс прибыль". В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства - используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт "накидка" на издержки) - есть товары, на которые "накидка" регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли - например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели "точки безубыточности").

Методы поэлементного расчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).

Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции - массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый - корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре.

Ценностное ценообразование - установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения "ценность товара / затраты на товар".

В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод - метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования - это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга - основной процесс при данном методе.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по экономике

Эффективность использования основных фондов предприятия
Сложность бизнеса, нестабильность внешних условий, многообразие и противоречивость возникающих проблем, жесткая конкуренция и многое другое требуют от руководителей предприятий, финансово-экономических служб переосмысливания всего процесса управления предприятием, и прежде всего имущ ...